МЕНЮ

Самоорганизация общества как перспектива выхода из кризиса

Исходя из постулата системных методов – «любой объект, процесс или явление можно рассматривать как систему» [3, с. 23] – общество тоже можно рассматривать как систему. Как и любой системе, ему присущи те же параметры (элементы, взаимодействия, структура, целостность, иерархичность), свойства; оно подчиняется тем же закономерностям.

Среди прочих выделяют такое свойство системы, как самоорганизация. «На фоне разбалансировки и роста энтропии в открытых системах [т.е. таких, где выходящий ресурс больше входящего – авт.] могут возникать новые упорядоченные структуры» – так называемые «диссипативные» структуры [2, с. 8]. Самоорганизация – это процесс упорядочивания за счет внутренних ресурсов системы. Под упорядочиванием подразумевают изменения в структуре системы в ответ на условия внешней среды. «Самоорганизация – процесс, при котором неудовлетворительная организация становится удовлетворительной» [1, с. 115], достигается определенный, необходимый уровень организованности, т.е. согласованности элементов системы.

Примерами самоорганизации общества могут служить различные кооперации в бизнес-среде, колхозы, профсоюзы, ОСББ и т.д.; любые действия, направленные на создание конструктивного диалога между противоборствующими партиями или конфессиями.

Применяя системные закономерности, открытые в области термодинамики к обществу, необходимо учитывать специфику внутреннего строения исследуемого предмета. Элементом общества как системы является человек. Человек – биологический вид, отличающийся наличием интеллектуальной составляющей и системы ценностей как детерминанты поступков. Если самоорганизация – выполнение действий элементами (индивидами), направленными на повышение резистивности к внешней среде (живучести) целого (общества), тогда человеку необходимо знание «программы» и конечной цели своих действий. Таким образом, индивид должен обладать определенными знаниями, осознавать своё участие в поддержании существования целого – общества.

Наше украинское общество является диссипативной системой, о чем говорят многочисленные кризисы в сфере политики, экономики, образования, науки, культуры, вооруженные конфликты, бедность подавляющего числа населения, вымирание и проч.

Первопричиной всепроникающего кризиса является, за выражением классика, «разруха в головах», что также иллюстрируется пословицей «невежество есть корень всех зол». Акцентуация на эмоциональном отношении к действительности подавляющего большинства населения страны не позволяет просчитывать наперед пути самоорганизации, генерировать её новые формы, блокирует аналитические и синтетические функции мышления. Следствием этого является несоблюдение научных (кибернетических, синергетических) закономерностей системного развития, грубое их нарушение, что делает невозможным управление жизнедеятельностью общества, его оптимальное функционирование, тем более выход из кризиса. Чтобы самоорганизация общества не превратилась в насильственную коллективизацию, необходимо знание и понимание общественных законов членами общества, их осознанное активное участие в процессах самоорганизации на принципе ответственности.

Первейшей задачей общественной самоорганизации есть выживание данного общества в условиях агрессивной внешней среды и затяжного кризиса. За выражением К.Э. Циолковского «Истинная культура страны заключается в полном отсутствии в ней голодных, бездомных, бесприютных, беспризорных, безработных и т. д.» [4, с. 68].

Живучесть общества  и его устойчивое развитие зависят от согласованности поведения его частей (отдельных личностей, объединений, гражданских организаций, партий, учреждений, предприятий, социальных институтов). В основе согласованности общества – межличностные и общественные отношения. Целенаправленное объединение граждан ради общих интересов, путем инициативы «снизу», позволяет активизировать собственный внутренний ресурс – идеи, время, знания, навыки, деньги. Возможности общества многократно увеличиваются даже при небольшом количественном значении ресурса в отдельного гражданина, благодаря явлению емерджентности – целое обладает свойством, которого нет в отдельных его частей. Действительно, народная мудрость гласит: «Гуртом і батька легше бити».

В этой связи первоочередной задачей является интеллектуализация общества, что в свою очередь инициирует и усиливает процессы самоорганизации. В данный момент необходимым является запуск масштабных процессов самоорганизации общества, в основе которых должны быть последние научные достижения, системные закономерности и методы нового типа. Интеракция индивидов, групп и социальных институтов должна быть направлена на согласование действий по достижению общих целей. В случае с нашим обществом – обеспечение первичных потребностей максимального количества членов общества и построение живучего общественного организма в условиях агрессивной внешней среды.

Юлия Якимечко (Ивано-Франковск, Украина)

Литература:

  1. Ashby W.R. «Principles of the Self-Organizing System». // In: Heinz Von Foerster and George W. Zopf, Jr. (eds.),Principles of Self-Organization (Sponsored by Information Systems Branch, US Office of Naval Research). / Republished as a PDF in Emergence: Complexity and Organization (E:CO) Special Double Issue Vol. 6, Nos. 1–2 2004, pp. 102–126.
  2. Краснощеков Г.П., Розенберг Г.С. Экология «в законе» (теоретические конструкции современной экологии в цитатах и афоризмах.). / Тольятти: ИЭВБ РАН, 2002. – 248 с.
  3. Малюта А.Н. Инвариантное моделирование: Курс лекций. Часть 1: Введение в Инвариантное моделирование. Лекции 1−10. / Чернигов: ЦГИ «Северная звезда», 2010. – 146 с.: ил.
  4. Циолковский К. Э. Очерки о вселенной. // М.: «Паимс», 1992. – 255 с.
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд6 звёзд7 звёзд8 звёзд9 звёзд10 звёзд (2 голосов, средний: 9,50 из 10)
Загрузка...


Вы можете оставить комментарий к записи